Организация воспитательной работы
по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников
Патриотизм, чей бы то ни был,
доказывается не словом, а делом.
В. Г. Белинский
«Слово патриотизм подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление - сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы теряем себя как народ, способный на великие свершения... Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм», такую оценку дал В.В. Путин о создавшемся положении в стране.
Важнейшей задачей в нашей стране в современных условиях является задача воспитания патриотизма у подрастающего поколения, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций, коллектива школы, общественности, родителей по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое и гражданское воспитание.
Гражданско-патриотическое воспитание воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиций, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
Важнейшим звеном в воспитательной системе школы, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам является деятельность классного руководителя. Он прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса.
Роль патриотизма всегда возрастает в переходные периоды развития государства. Поэтому я считаю, что патриотическое воспитание в школе на данный момент является приоритетным. Для реализации данного направления мной определены следующие задачи:
1. уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям,
2. осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
3. уважение к Конституции и другим законам Российской Федерации, к государственной символике, к общечеловеческим ценностям;
4. развитие у учащихся интереса к истории родного края, воспитание любви и уважения к своей «малой» родине, как части огромной России.
Гражданско-патриотическое воспитание детей только тогда даёт результат, когда оно проводится в системе. За многие годы у нас сложилась определённая система, которая базируется на сохранении и развитии традиций.
Работу по гражданско-патриотическому воспитанию мы выстраиваем по направлениям: 1. Историко – краеведческое и экскурсионное – направлено на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, гордость за предков. Ежегодно учащиеся начальных классов участвуют в месячнике гражданского и патриотического воспитания, в рамках которого посещают школьный и краеведческий музеи. Это способствует формированию у ребят гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей.
2. Гражданско-патриотическое направление основано на любви к Родине и народу, национальном самосознании, гражданском долге, готовности к достойному служению Отечеству.
По этому направлению проводятся беседы, информационные часы «Символы России», «Национальные праздники России», «Защитники Отечества».
3. Литературно-музыкальное и художественное направление отвечает за духовное становление личности. В этом направлении я акцентирую внимание наших учеников на произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины; произведения классиков. На примере малых фольклорных жанров они учатся любить и охранять родную природу, гордиться своим Отечеством и «малой родиной», восхищаться подвигами героев, сопереживать им, и чувственно относиться к близким и окружающим людям.
В своей работе я использую такие формы как конкурсы, викторины, презентации, коллективные творческие дела, встречи с интересными людьми, которые внесли значительный вклад в историю своей страны. Их живое слово оставляет в душах молодых самое неизгладимое впечатление.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Патриотическое воспитание молодёжи должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.
Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать ведущее место в нашей воспитательной работе. У нас – педагогов есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов своей страны через разнообразие содержания и форм работы, которое способствует воспитанию чувства гордости за героическую историю страны, уважению к предкам и развитию гражданского самосознания у молодёжи. И как отметил Савченко Е.С.: «В нашей области накоплен богатый опыт патриотического воспитания подрастающего поколения. Эта задача остается в числе приоритетных для нас и на перспективу».
|