Урок обучения грамоте.
Готов ли ты начать урок.
Ручка, книжка и тетрадка.
-
Повторение пройденного
Жила-была в большом городе девочка Маша. Наступило лето , и она решила поехать к дедушке в деревню. Дедушка жил далеко и добраться до него можно было только на... А вот на чём, нам надо отгадать загадку.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.
(На поезде).
-
Машенька пришла на вокзал, купила билет, но что на нём написано прочитать не смогла. На билете была схема.
(На доске появляется схема предложения из 3 слов).
- Что написано на билете? (Схема предложения.)
- Сколько слов в этом предложении? (Три.)
- Составьте предложение из трех слов. (Маша купила билет.)
-
Ребята, что обозначает длинная черта в первом слове? (Начало предложения.)
Что ставим в конце предложения? (Точку.)
Молодцы, ребята, с заданием справились. Теперь отправляемся в гости к дедушке.
А как нужно вести себя в гостях? (Быть вежливыми, не кричать, культурно вести себя за столом.)
-
Когда Машенька ехала в поезде, она слышала много разных звуков. (Предлагаем пофантазировать)
- Ребята, какие звуки знаете вы? (Гласные и согласные.)
- Почему они так называются? (Дети объясняют.)
- Каким цветом выделяют гласные и согласные звуки? (Красным и белым.)
-
Физкультминутка
Паровоз кричит: «Ду-ду,
Я иду, иду, иду.»
А колёса стучат,
А колёса говорят:
«Так-так-так!»
- Вот поезд пришёл в деревню Звукино. На перроне Машеньку встречал дедушка. Потом они пришли домой, пили чай. Машенька познакомилась с соседями. Они рассказали как интересно жить в деревне. Ей хотелось самой быстрее всё узнать, всё посмотреть.
-
Проснувшись очень рано, Машенька увидела... (Вывешивается картина «Сельский двор»)
- Каких животных увидела девочка? (Кошку, собаку, кур...). И вдруг слышит:»Му-му-му». Девочка испугалась. Кто это так кричит? (Корова).
-
Ребята, а «му»-это слог или слово?
- Из каких звуков состоит этот слог? Мы не произносим звуки отдельно, а произносим плавно, напевно. В слоге «му» два звука тесно связаны между собой, они слились вместе и поэтому произносятся сразу, без всяких, даже малейших остановок, неразрывно друг от друга, слитно. Звуки, которые произносятся слитно, называются слогом-слиянием.
(Учитель показывает схему слога-слияния).
-
Закрепление первичных знаний.
-Дети, придумайте слоги-слияния и покажите на модели, как звуки образуют слияние.
-
Физкультминутка.
-
Машенька вышла во двор, увидела маленький домик, приоткрыла дверцу и услышала: “Ко-ко-ко».Кто бы это мог быть? (Куры).
- Составьте схему слова. Охарактеризуйте звуки.
-
А тут, Машенька, видит как
Бредут вразвалку по тропинке
К воде подушки да перинки -
Они пловцы прекрасные,
На ножках - ласты красные.
- Кто это? (Гуси). (Дети выполняют слого-звуковой анализ слова).
-
Логические задания
- Машеньке очень понравилось у дедушки в деревне. Она даже сочинила чистоговорку.
Му-му-му — молока кому?
Ко-ко-ко — кошка любит молоко.
Усь-усь-усь — на лугу пасётся гусь.
- Какие слоги-слияния повторяются у Маши в стихах? Дедушка предлагает вам поиграть и подобрать схемы к словам. (Учитель загадывает загадки, дети составляют схемы).
-
Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Что такое слог-слияние?
- Как слияние обозначается на схеме?